Актуальность программы «Экопатруль» обусловлена необходимостью формирования в подрастающих членах общества экологической компетентности – способности осознавать и решать разного уровня экологические проблемы, возникающие в жизненных ситуациях.
Работая над решением экологической проблемы, выявленной самим подростком, он постепенно погружается в неё. Для успешного взаимодействия с миром взрослых и ощущения себя на равных с ними ребёнку приходится искать информацию, анализировать её, проводить исследования, планировать свои действия, проводить рефлексию не только в связи с экологической проблемой, но и сложившейся ситуации.
Так основные учебные действия приобретают для ребёнка новое, личное значение. Главным же результатом становится формирование и развитие в ребёнке новых качеств: умения принимать общечеловеческие экологические проблемы как свои собственные, чувства сопереживания, чувства ответственности за свои действия и обстановку формирующуюся вокруг него, готовность действовать для получения результата, знание моделей поведений.